Кавказ

Главная | Население | Культура | Хозяйство | Города | Природные условия | История |

Культура Дагестна
   


Культура Дагестна

B XIX-XX вв. в культуре и духовной жизни народов Дагестана произошли важные изменения. Они были обусловлены как объективно-историческими процессами внутри дагестанского общества, так и новыми социально-экономическими и политическими реалиями, вызванными к жизни присоединением края к России, постепенным втягиванием его в общероссийскую общественную систему. Перемены коснулись в той или иной степени всех сфер духовной жизни дагестанцев.



В народном образовании наметился численный рост конфессиональных мусульманских школ, большое распространение получили "домашние" коранские школы и мектебы при мечетях. Во второй половине XIX - начале XX в. возросло число школ повышенного типа - медресе. В медресе, функционировавших в некоторых крупных аулах, изучались катехизис, арабская грамматика, логика, мусульманское право, а также азы географии, астрономии, математики, метрики и др. Широкой известностью пользовались медресе аулов Алкадари, Верхний Яраги, Кумух, Согратль и др.


Продолжительная и изнурительная антиколониальная борьба горцев сказалась на веками складывавшейся системе просвещения в Дагестане, в частности в районах, находившихся под управлением Имама Шамиля (1830-1850-е годы). Имамы, в особенности Шамиль, уделяли значительное внимание вопросам воспитания и обучения детей и молодежи. Перед школами в имамате Шамиля ставилась четко определенная задача: Воспитать из подрастающего поколения верных приверженцев шариата. Шамиль строго следил, чтобы мусульманская школа выполняла это предназначение. Горцам подвластных ему районов вменялось в обязанность наряду с активным участием в военных действиях воспитывать детей в духе газавата, верности предписаниям ислама. Несмотря на тяжелейшие условия военного времени, он заботился о мусульманской школе, принимая меры, исключавшие прекращение обучения детей в своих тыловых районах.


Хотя имамат и испытывал большую нужду в средствах для ведения войны против такого сильного противника, как царская Россия, и Шамиль вынужден был изыскивать все новые источники для пополнения казны, сохранялся закят (налог в пользу мечети), предписанный Кораном. В феодальных мусульманских государствах уплата закята была обязательна для мусульман, владевших каким- либо видом имущества. Шамиль оставил закят в распоряжении духовенства. За счет закята материально поддерживались не только мечети, но и бедные горцы, религиозные школы. Кроме того, в пользу религиозных школ, ученых в имамате Шамиля выделялась пятая часть военной добычи и трофеев. Правда, ее поступление в казну зависело, по свидетельству некоторых современников Кавказской войны, от успехов военных действий горцев и состояния казны имамата.


По официальным данным, в начале XX в. в Дагестане при мечетях и синагогах имелось 870 школ, в которых обучалось 6239 детей. В последующие 15 лет в положении конфессиональных школ существенных изменений не произошло. Так, в 1913 г. при некотором сокращении численности примечетских и присинагогских школ (787), увеличилось число учащихся, составив 7220 человек. Пополнили сеть церковно-приходских школ открывшиеся в 1905-1906 гг. армяно-григорианские школы в Темир-Хан-Шуре(Буйнакск), Порт-Петровске(Махачкала) и Дербенте. В 1913 г. во всех этих школах учились 379 учащихся


После присоединения Дагестана к России кардинальные изменения внесло в систему образования дагестанцев появление светских русских школ. Первым по времени русским учебным заведением было Дербентское уездное училище, основанное в 1837 г. Оно, как и уездные училища Закавказья, открытые в соответствии с Положением от 12 мая 1835 г., имело целью распространение в крае начальных сведений и приготовление учащихся к продолжению курса учения в Тифлисской гимназии.


Открывшееся Дербентское училище имело три класса, из которых один - приготовительный. Наряду с другими предметами в училище преподавались армянский и азербайджанский языки. В первый год существования число учащихся тут едва достигало 35 человек, спустя 10 лет их было 57, а в 1878 г., после преобразования уездного училища в трехклассное городское, насчитывалось 125 учащихся. В конце 1840-х годов в Дербенте открывается второе учебное заведение - мусульманская школа, в которую, в отличие от уездного училища, принимались только дети мусульман всех свободных сословий. В 1851 г. в школе обучались 56 учащихся из разных мест Дагестана. В 1855 г. она переводится вТемир-Хан- Шуру(Буйнакск) и через шесть лет вливается в состав открывшейся тогда же Темир-Хан- Шуринской горской школы. Согласно уставу горских школ, цель нового учебного заведения определялась так: "...распространение гражданственности и образования между покорившимися горцами и доставление служащим на Кавказе семейным офицерам и и чиновникам средств к воспитанию и обучению детей".


Темир-Хан-Шуринская прогимназия открылась в сентябре 1874 г. Уже через два года в ней обучалось более 200 учащихся. Прогимназия располагала 108 квалифицированными педагогическими кадрами, необходимыми учебными и учебно-наглядными пособиями, фундаментальной и ученической библиотеками. После трех выпусков (1878, 1879, 1880 гг.) Темир-Хан-Шуринская прогимназия закрылась, а вместо нее с 1880/81 учебного года открылось реальное училище - первое и до 1897 г. единственное светское среднее учебное заведение Дагестана.


Социально-экономические процессы, бурные политические события XIX - начала XX в. оказали глубокое воздействие на духовную жизнь дагестанского общества, что нашло свое отражение в литературе и искусстве народов Дагестана. В XIX в. проявил себя ряд замечательных поэтов и певцов, вышедших из народной среды, тесно связанных с жизнью народа и запечатлевших в своем творчестве его думы и чаяния: Ирчи Казак (1830-1879)Етим Эмин (1838-1889),  Омарла Батырай (1831-1910), Тажутдин из Батлаича (1867-1909),  Гасан Гузунов (1854-1944) и др. Главная тема их произведений - тяжелая, беспросветная жизнь бедного труженика в условиях колониального господства царизма и феодального гнета. Поэты и певцы осуждали местную феодальную знать, нещадно угнетавшую зависимое население, высмеивали и бичевали поступки некоторых мулл, которые используя свое положение, обманывали и обирали верующих. Демократическая направленность творчества поэтов XIX в. делала их произведения близкими и понятными массам. В условиях, когда отсутствовало печатание книг на родном языке, лучшие образцы дагестанской поэзии широко распространялись в народе. Они передавались изустно, а зачастую переписывались и в рукописях переходили из рук в руки.


В начале XX в. вышли на литературную арену виднейшие представители дагестанской поэзии Махмуд из Кахаб-Росо (1873-1919), Сулейман Стальский (1869-1937), Гамзат Цадаса (1877-1951), поэты Гаджи Ахтынский (1860-1914), Азиз Иминагаев (1885-1945)s.

Рейтинг@Mail.ru