Кавказ

Главная | Население | Культура | Хозяйство | Города | Природные условия | История |

Аврцы
Аврцы

Районы          Села         Писатели         Герои         Реки           

Аварцы. Проявление аварских ханов.


Андуник-нуцал, сын Сураката, его Абулмуслим назначил эмиром в Хунзахе. Потом был Дугри-нуцал, он был святым чудотворцем. Могила Дурги-нуцала находится на кладбище, именуемом “Квегадатль(Кугадал) хабал” и люди посещают его. Из числа хунзахских повелителей известны также: Старший Булач и его сыновья – Мухаммад-нуцал и Муххамад-мирза. У Мухаммадмирзы – сына Старшего Булача – была жена по имени Патимат, племянница князя Хасаймурсы Аксайского. От нее Мухаммалмирза имел дочь по имени Катлилай. У Мухаммад-нуцала – другого сына Старшего Булача – было две жены: Хыстаман и грузинка Мариям. От первой из них у Мухаммад-нуцала было четверо детей: сын Уммахан и три дочери – Бахтика, Хыстаман и Аймесей. От второй – два сына: Сурхай и Гебек.


В 1773 году Мухаммад-нуцала после всяких там разговоров коварно убили шемахинцы. После него повелителем был сделан Уммахан, сын Мухаммад-нуцала. Через небольшой промежуток времени Уммахан со своими победоносными войсками вознамерился выступить против города Шемахи, чтобы отомстить его жителям за убийство отца, о котором было упомянуто выше. Уммахан начал поднимать народ. Вначале он пошел в Игали, оттуда – в Инхо, оттуда – в вилаят Анди, оттуда- в Ботлих, оттуда – к каратинцам, оттуда – в вилаят гидатлинцев. Продвигаясь так, Уммахан дошел, наконец до вилаят Карах. Он, таким образом, отмобилизовал тогда и поднял на битву людей изо всех тех, что названы здесь и иных областей, Уммахан и его войска остановились затем в местности, именуемой “Боре шутунибтляра”. Это – переданная в местность, где откармливали коней останавливавшихся там отрядов, которые поджидали пока люди не примкнут к войску, все до последнего человека.


Аварцы. Социальная организация.


Традиционная социальная организация – селение (независимо от размера и численности населения в среднем 120 хозяйств с населением 550 человек). Община состояла из патриархальных кровнородственных объединений – тухумов. В XIX в. преобладали территориальные отношения, уже нарушался принцип внутри культурной солидарности. Управление осуществляли выборные лица и сельской сход (джамаат), в котором участвовало все взрослое мужское население ( старше 15 лет). При выборах правитилей – старейшин – соблюдался принцип представительства тухумов. Со второй половины XIX в. структура управления несколько изменилась: главным лицом становится старшина, фактически назначаемый властями. Ему помогали старейшины, исполнители, охранники полей, глашатаи. Наиболее важные для общины вопросы обсуждались на сходе.


Аварцы. Современное состояние.


По переписи населения 2002 года, на территории РФ проживало более 814 тысяч аварцев. Большинство из них проживает в РД. За последние 35 лет численность аварцев в России увеличилось в 2.5 раза. Рождаемость и уровень естественного прироста аварцев остаются очень высокими несмотря на наметившуюся в последние годы тенденцию и их стабилизации. Доля городского населения растет быстрыми темпами. Численность горожан среди аварцев за последние 40 лет выросла в 10 раз, в значительной степени за счет миграций из села. Однако в городах рождаемость падает достаточно медленно. Несмотря на быстрый процесс миграции в города, сельскохозяйственные занятия преобладают. Доля лиц с высшим образованием относительно невелика, однако численность студентов выше среднего для России уровня.


Ввиду слабого развития промышленности, сфера высшего образования и интеллектуальных занятий в течении длительного времени была своеобразной “отдушиной”, поглощавшей избыток трудовых ресурсов в слабо индустриализированной республике. В настоящее время возможности развития сферы образования сокращаются и повышается угроза безработицы. Ассимиляция аварскому этносу не угрожает. Об этом говорят и высокие показатели выбора языка своей национальности в качестве родного, и достаточно высокий уровень эндогамии (внутри этнических браков), по всей видимости повысившийся в последнее время.


Специальные исследования показали, что в Дагестане не происходит ни ассимиляция коренных народов Дагестана русскими населением, ни формирование единого “общедагестанского” этноса, а скорее складываются несколько относительно крупных этнических общностей в результате ассимиляции им малочисленных групп. Язык аварцев относится к группе иберо-кавказских языков нахско-дагестанской языковой семьи. Имеет два наречия: северное и южное, каждое из которых включает ряд диалогов.



1    2    3    4    Следующая

Рейтинг@Mail.ru