Главная | Население | Культура | Хозяйство | Города | Природные условия | История |
Аврцы
Районы
Села
Писатели
Герои
Реки
К XIX в. потухомное расселение нарушается и большей частью кварталы становятся территориальными единицами. За годы советской власти многие селения преобразовались. Выросли новые населенные пункты (Гуниб, Хебда, Майданское, Курми, Дубки), некоторые целиком переселились в наиболее удобные места (Гоор, Могох, Хиндах, Карата, Гамсутль). Традиционное жилище представлено разнообразными типами и формами: каменные с плоской земляной крыше одноэтажные двух-трехэтажные, четырех- пятиэтажные башнеобразные дома с отдельным входом на каждом этаже, дома-крепости с башней. Хозяйственные помещения размещались на нижних этажах, рядом с домом, выносились вне селения в отдельные кварталы. В предгорной зоне жилые и хозяйственные постройки располагались внутри небольшой усадьбы. Жизнь семьи проходила в одной комнате, если даже в доме и было несколько помещений. Наиболее своеобразным был интерьер комнаты, характерной для центральной Аварии: большие размеры – 80-120 кв.м., деревянное хранилище на всю стену, открытый очаг в центре, высокий потолок – 3,5-4 м. В конструкцию цагура входил орнаментированный глубокой резьбой столб с капителью. Очаг и столб играли культовую роль, олицетворяя семью, её благополучие, идеологическое единство родственной группы. Одно помещение в доме, обставленное более нарядно, с камином, предназначалась для проведения торжеств и приема гостей. В конце XIX в. появились дома с широкими окнами и деревянными полами, верандой по фасаду, двускатной крышей с железными покрытием резными камнями. Современное жилище – это одно – или двухэтажная постройка с застекленной террасой, интерьером комнат, близкими к городским квартирам. Аварцы. Одежда. Традиционная мужская одежда: туникообразная рубаха, штаны с узкими штанинами на вздержке, бешмет, овчинная папаха, чувяки из сыромятной кожи. В Тляратинском и Цумадинском районах была распространена вязанная обувь. Зимой надевали овчинные шубы, войлочные сапоги на толстой войлочной же подошве, шерстяные носки. Черкеска, каракулевая папаха, сафьяновые сапоги стали элементами парадной одежды и признаком самостоятельности хозяина. С такой одеждой носили пояс с набором серебряных пуговок, подвесок, пластинок и кинжал, украшенный слоновой костью, позолотой. Женская одежда отличалась большими разнообразием, почти каждое общество имело свои специфические особенности. По способу ношения платья и платка, по форме и расцветке, виду шубы, обуви и украшения, особенно по головному убору, аварцы определяли, из какого общества, селения женщина. Костюм женщины менялся с переходом изодной возрастной группы в другую. Головной убор имел многочисленные галунами, бисером, серебряной цепочкой ажурными бляшками, кольцами. Женщины к нарядной одежде надевали кольца, серьги, браслеты, пояса, нагрудники из монет. Зимняя одежда состояла из овчинных шуб, наплечных накидок. Обувью служили кожаные чувяки с мягкой подошвой, туфли – мачуял, башмаки, вязаные и войлочные сапоги. Современная одежда в основном фабричная, пожилые люди продолжают носить шубы, наракулквые папахи, вязанные носки, чохто. Предыдущая 1 2 3 4 Следующая |