Кавказ

Главная | Население | Култьтура | Хозяйство | Города | Природные условия | История |

Лезгины

Районы          Села          Писатели          Герои          Реки            





Икра Лезгинское село в Курахском районе Дагестане. Село-второе по численности населения, после районного центра Кураха.

    

Историчекий исвестен как оружейный и ювелирный ремесленный центр. В селе родился Герой Советского Союза Эсед Бабастанович Салихов. Расположено на реке Курах в 20 км от районного центра. Численность населения составляет на 2008 г. – 1637 человек. По одной из версии, село первоначально было расположено на возвышенности, холме “Кlелед кlунтlар”, дословно означает “Крепость на холме”, а по дороге версии на участие “Меркlи”. Более правдоподобной версией является образование села на холме “Сенгер”, что в переводе на русский язык означает “холм, возвышенность”.


В каком веке было образованно село неизвестно, но оно имеет многовековую историю. Об этом свидетельствует кладбище, которое раскинулась на территории нескольких гектаров, а в некоторых местах и в три слоя могил. Многие могилы отличаются своим устройством и направлением, что не характерно для мусульманских могил. На многих могилах имеется надписи на старо-албанском языке. Таким образом, появление и развитие села относятся к до мусульманскому периоду во времена могущественного государства – Кавказская Албании.


Что касается названия села, то здесь есть две гипотезы.Что касается названия села, то здесь есть две гипотезы. По одной из них название “Кlири” связано с кустариниками облепихи, которые в изобилии растут в здешних местах, а по другой версии название села связано с изделиями из древесин боярышника(кlирер). Но и в этом вопросе каких-либо письменных достоверных доказательств нет. После присоединения Дагестана к России, название села почему то поменяли с Кlири на Икра. Основным занятием жителей села с древнейших времен было земледелие, оружейное дело, скотоводство и кустарное дело. Каждый клочок земли обрабатывается тщательно. Пахали землю деревянной сохой. Основной тяговой силой являлись волны. Основными посевными культурами были: пшеница, ячмень, просо, конопля, картофель. Жители села отличились высокой культурой земледелия


Существовало строгое разделение мужского и женского труда. Женщины в основном выполняли прополку полей от сорняков, уборку урожая, помогали при молотьбе. Более трудоемкие работы выполняли мужчины. После уборки созревшего урожая снопы перевозили на арбах к токам и скирдовали. Дальше готовились к такому важному по-своему праздничному моменту – молотьбе. У каждого рода, а в некоторых случаях и у каждой семьи, был свой ток. Крестьяне вставали ранним утром, кормили волов, а другая часть семьи и родственников расстилали равномерно по всей площади тока снопы и по ним пара волов таскали “ругунар”. Этот процесс отличался торжественностью и радостью. После революции в селении появляется молотилки, которые первоначально приводились в действие с помощью тяговой силы площадей и валов, а потом с помощью воды.




Рейтинг@Mail.ru